Сергей Круглов: инвестиционный потенциал региона, как и чем привлекать инвесторов в Севастополь?
05 сентября 2025
За 11 лет в городе произошло много положительных изменений: жилищное строительство, дороги, парки, придомовые территории, школы, детские сады.
В городе Севастополе создана необходимая нормативная база:
- с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон "О свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также законов о внесении изменений в Налоговый кодекс",
- в 2017 году приняли "Стратегию социально-экономического развития Севастополя",
- в 2021 году принято Постановление Правительства Севастополя № 725-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе",
- в 2025 году утвержден закон "О генеральном плане города Севастополя".
Определены основные направления по улучшению инвестиционного климата и конкурентной среды в городе.
Если оглянуться чуть назад, начиналось так всё красиво и бодро – инвесторы должны были просто толпой ломануться в Севастополь, но пока что-то особо их не видно.
В условиях Свободной экономической зоны предполагалось создание индустриального парка с рабочим названием "Гераклид", который должен был стать первым проектом нового промышленного развития территории в Севастополе.
Индустриальный парк города Севастополя – это развитие высоких технологий в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, точного приборостроения и т.д.
Проект был рассчитан на 2 этапа, реализация заключительного предполагалась до 2020 года.
На сегодняшний день основные инвестиции для развития города поступают из средств Федерального бюджета.
Согласно докладу Правительства города, на сегодняшний день инвестиции в экономику города привлекаются через реализацию ключевых инвестиционных проектов в социально-культурных, туристической отрасли, в сельское хозяйство, строительство, промышленность и инновации.
При этом больше всего инвестиций направлено нам развитие виноградарства и виноделия.
Стоит отметить, что большое внимание уделяется развитию отрасли туризма:
- строительство яхтенной марины в Балаклаве,
- создание великолепного храмово-музейного комплекса "Новый Херсонес", безусловно повышает туристко-экскурсионную привлекательность Севастополя,
- недавно Губернатор Севастопля подписал в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме 3 серьезных инвестиционных соглашения, связанные с развитием сферы гостеприимства в нашем городе.
В 2030 году бюджетные дотации прекратятся, либо будут резко сокращены.
С чем мы подходим к этому рубежу в рамках реализации Закона города Севастополя "Стратегия социально-экономического развития Севастополя"., который определяет, что по итогам своего развития город вступает в 2030 год как "геостратегический, промышленный, культурно-исторический, гуманитарный и туристический центр России на Черном море, город, где комфортно жить, работать, учиться, творить и отдыхать".
В городе практически нет крупных градообразующих промышленных предприятий, в силу известных причин практически не действуют городские порты.
При этом список 10 самых крупных предприятий Севастополя по числу занятых возглавляют "Севтепольэнерго" и "Водоканал" (3000 и 1500 работающих, соответственно). Кстати, это предприятия государственной формы собственности, к тому же оба являются участниками свободной экономической зоны. Последнее значит, что поступающие от них налоги в бюджет города существенно сокращены. Остальные предприятия из этого списка насчитывают, в основном, 400 – 600 занятых.
Небезынтересно и то, что всего среди этих юридческих лиц только 3 производственных предприятия (из которых одно относится к сектору агропрома), остальные – предприятия сферы услуг и торговли.
Характерен и рейтинг предприятий по полученной выручке. На первом месте в Севастополе ООО "ПОСЕЙДОН" с выручкой 18,2 млрд руб. Это предприятие, занимающееся розничной торговлей алкогольными напитками!
Что же делает наш Департамент экономического развития для повышения инвестиционной привлекательности города?
Что делается для того, чтобы инвестиции шли в производство, в бюджетообразующие направления?
Что реально делается руководителями города для возрождения судоремонта, приборостроения, рыбной отрасли?
Попробуем найти ответы на портале правительства города в разделе "Приоритетные проекты города Севастополя":
- скажем так судостроение и судоремонт вообще не упомянуты в качестве приоритетов,
- где проекты развития наукоемких технологий, приборостроения, чем всегда гордился наш город?
У нас сегодня отличный научно-образовательный и научно-производственный потенциал:
- пока еще живет и действует ЦКБ "Коралл"....
- Еще в 2021 году, совместно с Республикой Крым был создан МНОЦ "МореАгроБиоТех". Среди направлений его деятельности – развитие технологий инновационного судостроения, цифровой навигации и освоения ресурсов Мирового океана, агро- и биомедицинские технологии. От Севастополя его участниками являются Севастопольский государственный университет", Институт биологии южных морей им.Ковалевского РАН, Морской гидрофизический институт РАН, Агрофирма "Золотая Балка".
- в научно-учебных лабораториях севастопольских вузов ведется активная научно-прикладная деятельность,
- в Институте биологии южных морей РАН ведутся разработки молодежной научной лаборатории, сейчас здесь работают над устойчивостью моллюсков к различным заболеваниям. Сейчас сотрудники института вносят посильный вклад в борьбу с загрязнением морских прибрежных акваторий Крымского полуострова и Краснодарского края.
- в СевГУ в центре коллективного пользования "Центр морских исследований и технологий" –выполнены разработки в области робототехники, среди них: надводный аппарат "Сарган", сверхмалый скоростной безэкипажный катер "Калкан", модульная надводная многофункциональная платформа "Барабулька",
Теперь СевГУ реализует пять стратегических проектов:
- разработка и трансфер высоких технологий в морской сфере деятельности",
- прорывные исследования и разработки в области жидкостного дыхания",
- цифровой двойник геосистемы приморской территории",
- "живая лаборатория" для новых индустрий в Севастополе, "Археонет".
В этом году в вузе планируется создать платформу морского интернета для взаимодействия и цифровой навигации разнородных морских роботизированных агентов, сеть буев-измерителей параметров морской среды на пляжах Севастополя, а также единую цифровую платформу сбора и интеллектуальной обработки гетерогенных данных мониторинга и многое другое.
Уже несколько лет прорабатывается задача создания в городе кластера высокотехнологичных индустрий, который будет специализироваться на создании информационных технологий и электроники, в том числе беспилотных систем.
Все приоритетные вопросы развития севастопольского агропрома сведены к созданию винодельческого "терруара", который ещё и дотируется за счет средств налогоплательщиков, но обеспечивает, прежде всего, интересы частных собственников.
Почему не развивается производство прочей сельхозпродукции, овощей и фруктов? В настоящее время большая часть овощей и фруктов завозятся к нам из других регионов.
Любой житель нашего города может прокомментировать цены на фрукты и ягоды в Севастополе. Цены, которые порой опережают московские.
Животно- и птицеводство, мясомолочная индустрия – где они? Молокозавод возрождать никто не собирается, а ведь он перерабатывал до 400 т продукции в одну смену!
Добавлю ещё. Почему? Опять риторический вопрос.
Необходимо создание ОАО с контрольным пакетом акций у Правительства города, развивать систему кооперативных закупок у мелких производителей.
Значительные средства сегодня вкладываются в жилищное строительство.Я не буду комментировать как решаются вопросы с обеспечением жильем нуждающихся горожан и приглашенных специалистов, это отдельная тема разговора...
Город расчет по численности населения, мы рассчитываем на увеличение потока туристов. Но уже сегодня ощущается дефицит водоснабжения и кране медленно реализуются проекты строительства очистных сооружений.
Нет системной работы по обеспечению сбора паводковых вод и их рациональному использованию.
Необходимы работы по расширению Чернореченского водохранилища, устройству водовода для водообмена с Кадыковским водохранилищем, пополнением его при паводках и отбора воды в засушливый период.
Требуются неотложные работы водоочистительных сооружений на 3-м гидроузле.
Проблемы водоснабжения города могло бы решить использование Межгорного водохранилища, ранее пополняемого прежде всего за счет воды из Северокрымского канала.
Нет сомнений в нашей победе и в том, Каховское водохранилище и соответствующая плотина будет восстановлена, что обеспечит нормальное поступление воды в Крым и Севастополь. Но надо готовиться к этому – 71 км водовода требует капитального ремонта, или как всегда "зима придет неожиданно".
Коснемся лишь некоторых политико-экономических аспектов текущих международных связей города.
Мне могут возразить, указав, о каких международных связях в условиях прифронтового положения можно говорить?
Не согласен категорически. Давайте посмотрим на соседнюю Республику Крым. Крымское же правительство усилиями своего Постпреда создало международную "Ассоциацию друзей Крыма", в которую входят представители 50 стран мира. Это – авторитетные люди из крупнейших стран Запада и Востока. И они не бездействуют, ежемесячно проводя заседания, ежедневно публикуя новости на своём сайте, организуя крупные конференции в поддержку внешней политики России.
Активисты ассоциации основали национальные клубы друзей Крыма по всему миру. Они привлекают сторонников российского Крыма, распространяют правдивую информацию о Крыме среди населения, партий и правительств своих стран.
Правительство Крыма ежегодно проводит Ялтинский международный экономический форум – мероприятие, в котором участвуют авторитетнейшие политики и политологи России и зарубежных государств, журналисты, общественные деятели.
В Севастополе почти мертвая тишина, разве что голословные заявления возить грузы из Сирии и дружить с Эритреей...
Что же можно сделать для улучшения притока инвестиций в экономику города?
- упростить получение разрешений для бизнеса,
- обеспечить льготные кредиты малому и среднему бизнесу,
- ограничить долю иностранных работников до 5%,
- разработать программу для развития туризма и снизить налоги для этой сферы,
- до 2030 года не повышать кадастровую стоимость земельных участков и до 2031 года, объектов недвижимости,
- и, конечно, налоги от государственных инвестиций в развитие региона должны оставаться в городе. Т.е необходимо, чтобы подрядные предприятия, осваивая бюджетные средства города открывали в городе свои филиалы и платили налоги в городской бюджет.
И в заключение: в целом, без создания, точнее – возрождения своей промышленности и современного сельского хозяйства Севастополю никогда и близко не достичь уровня жизни Москвы и Петербурга.
Мы не против развития туризма, поддерживаю строительство оперного театра, сферы информационных технологий и торговли, но у нашего города есть проверенная временем концепция его развития. И пока ведущим по прибылям в городе будет предприятие, торгующее спиртным, перспектив привлечь инвесторов, сравняться с другими городами федерального значения у нас нет.
Сергей Круглов,
Кандидат на должность Губернатора Севастополя от регионального отделения Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ в городе Севастополе, член Общественной Палаты города Севастополя