К 80-летию Великой Победы: подвиг "зеленого призрака" Севастополя
13 марта 2025
В городе-герое Севастополе немало необычных памятников. Стоит на постаментах и боевая техника. Но особенно притягивает взгляды памятник у железнодорожного вокзала – огромный черный паровоз и железнодорожная артиллерийская установка. В народе этот памятник называют "бронепоезд "Железняков", хотя памятная табличка гласит, что мемориал создан в память всех железнодорожников Севастополя, сражавшихся за великий город.
Народное название памятника не случайно – бронепоезд "Железняков" знает каждый житель Севастополя. Единственный бронепоезд, оборонявший город 234 дня и ночи, экипаж которого с величайшим героизмом использовал все возможности своей грозной боевой машины.
Их было около десятка – бронепоездов, построенных на крымских заводах или отступивших на полуостров с войсками. В боях за Крым погибли все. Но 4 ноября в осажденном уже Севастополе закончилась постройка бронепоезда №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ "Железняков", которому суждено было войти в историю как "Зеленый призрак".
Рабочие Севастопольского морского завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони). На бронеплощадках установили пять 76-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза составу был придан мощный локомотив. Командиром бронепоезда был назначен капитан Саакян.
Значение, которое придавалось бронепоезду, подчеркивает тот факт, что на церемонию открытия прибыл командующий Черноморским флотом с членами военного Совета.
В первый бой бронепоезд символично отправили 7 ноября. Стальная махина вырвалась к деревне Дуванкой (ныне Верхнесадовое), рассеяв немецкую пехоту и подавив артиллерийскую батарею противника.
Так началась боевая работа "Железнякова". В осажденном Севастополя у бронепоезда не было простора для маневра. Он не мог уйти в тыл – вся севастопольская земля подвергалась налетам авиации и ударам сверхтяжелой артиллерии врага. Спасением бронепоезда были скорость и скрытность. Он таился в тоннелях, в скальных выемках, ожидая приказа. Сначала к позиции выходила скоростная дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей, а затем в бой выходил и бронепоезд, нанося стремительный удар по разведанным целям и также быстро ускользая от ответного огня врага. Кроме того моряки, составлявшие экипаж бронепоезда постоянно расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливался с местностью. К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая практически каждый день под огнем противника восстанавливали поврежденный железнодорожное полотно.
Мощные орудия и минометы бронепоезда рассеивали отряды вражеской пехоты, уничтожали бронетехнику, орудия и грузовики. Враг всеми силами стремился уничтожить "Железнякова" – при каждом появлении бронепоезда немцы поднимали авиацию, наводили на него огонь самых мощных батарей. "Зеленым призраком" называли казалось бессмертный бронепоезд вражеские солдаты.
17 декабря 1941 года начался второй штурм Севастополя. "Железняков" поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил буквально навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми 12 пулеметами. С бронеплощадок и платформ в упор по врагу вели огонь из автоматов и пулеметов члены экипажа.
Командование очень ценило "Желязняков". Когда во время отхода состава с боевой позиции был разбит путь, и бронепоезд оказался под ударом немецкой артиллерии, которая наводилась самолетом-корректировшиком, на выручку "Железнякову" было выслано целое звено истребителей, которые в осажденном Севастополе были наперечет.
В конце 1941 года бронепоезд был отремонтирован севастопольскими рабочими и моряками. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками. Вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили три полковых 130-миллиметровых.
"Как ненавидели этот бронепоезд немцы, и сколько добрых, полных благодарности слов говорилось в его адрес нашими бойцами и командирами, – писал впоследствии участник обороны Севастополя полковник И. Ф. Хомич. – На бронепоезде работали моряки. Отвага черноморцев давно вошла в поговорки. Бронепоезд и в самом деле налетал на противника и вел огонь с такой стремительной неожиданностью, словно бегал не по рельсам, а прямо по неровной земле полуострова".
Во время боев за Мекензиевы горы немецкой тяжелой артиллерии удалось разбить железнодорожный путь перед движущимся бронепоездом. Под откос полетели балластные платформы, сошла с рельсов бронеплощадка. Осколки очередного снаряда вывели из строя магистральный локомотив, а мощности второго бронированного паровоза не хватало для того, чтобы поднять бронеплощадку на рельсы. Бронепоезд спас помощник машиниста Евгений Матюш. Для ремонта локомотива он забрался в забросанную сырым углем топку. Вода, которой поливали смельчака, тут же испарялась. Закончив работу, Матюш еле успел выбраться наружу и потерял сознание от ожогов. Благодаря его подвигу удалось ввести в строй паровоз, поднять на рельсы бронеплощадку и вывести состав из-под удара тяжелых батарей противника.
Вскоре в Севастополе подошли к концу запасы угля. Несколько раз "железняковцам" удавалось вывезти уголь буквально из-под носа у противника – со станции Мекензиевы горы, которая переходила из рук в руки. Когда закончился и этот уголь, машинист Галинин предложил изготовлять специальные брикеты из угольной пыли и гудрона. Севастопольцы собирали угольную пыль по всему городу, чтобы могучая боевая машина могла еще и еще раз выходить на позиции.
21 июня 1942 года отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. "Железняков" обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.
Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года десятки бомбардировщиков врага нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.
Второй выход из тоннеля оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Погребенный под толщей скалы "Зеленый призрак" нанес свой последний удар.
На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался, установив несколько минометов в районе ГРЭС.
30 июня остатки экипажа были блокированы в полузасыпанном тоннеле, но продолжали бой. Немцы выслали парламентера, предложив сдаться всем, кто оставался в руинах тоннеля. Но на свет вышли только скрывавшиеся в тоннеле женщины и дети. С ними по приказу командира отправили уцелевших медсестер бронепоезда. А члены экипажа вступили в свой последний бой. "Железняковцы" держались в тоннеле до 3 июля. Ворвавшиеся в тоннель немецкие солдаты нашли среди неподвижных тел только нескольких раненых бойцов.
Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Некоторые историки сообщают, что им удалось восстановить и использовать одну из бронеплощадок "Железнякова", но в 1944 году уже германским войскам пришлось взорвать свой бронепоезд...
Подвиг экипажа бронепоезда "Железняков" не был забыт. В 70-е годы возле Севастопольского железнодорожного вокзала был установлен паровоз типа "ЭЛ-2500" – однотипный одному из паровозов "Железнякова", на котором воспроизвели надпись "Смерть фашизму", украшавшую борта бронепоезда. К сожалению, на локомотив не стали наносить камуфляжную раскраску, давшее "Железнякову" имя "Зеленого призрака", выкрасив его черным лаком.
Интересно, что севастопольский ЭЛ-2500 был изготовлен в 1922 году в Луганске и тоже участвовал в Великой Отечественной войне.
В начале 90-х годов рядом с паровозом разместили крупнокалиберное орудие на железнодорожной платформе. Оно не входило в состав "Железнякова", но имеет свою боевую историю.
У мемориала часто можно увидеть живые цветы. К сожалению, 80-летие Победы уникальный памятник встречает в изрядно обветшавшем состоянии. Многие годы ухаживающие за ним железнодорожники ограничивались только покраской корпуса, в котором сегодня зияют "проеденные" ржавчиной дыры – словно следы осколков вражеских бомб и снарядов. Очень хочется увидеть памятник бронепоезду "Железняков" в достойном виде. Опыт восстановления паровозов-памятников в России есть и немалый.